91. (ninety-one is the natural number following 90 and preceding 92)
Мы в восхищении. Королева в восхищении, - непонятно к чему добавил он, улыбаясь.
"Метро 2033", Дмитрий Глуховский

Жена - второй человек, который согласился поиграть со мной в обмен книгами. Давая ей Стругацких, я понимала, что они обречены. Но, принимая "Метро 2033", я не знала, что вместе с братьями обречена сама xD Итак, для меня так и осталось загадкой, почему эта книга стала бестселлером. Допускаю, что жители столицы сказали: "Прикольно, там про наше метро", а остальные подхватили: "Про метро - прикольно". Да, после ядерной катастрофы остатки человечества продолжают существование в метро. Задумка, безусловно, хороша.

Что еще хорошо. Хорошее переосмысление знака "Прохода нет". Черный человечек, обведенный в красный кружок и перечеркнутый красной же линией - часть зимволики подземных фашистов. Понравился момент, когда главного героя сфотографировали для поддельного паспорта, а вспышка ослепила его на минут пять (хорошо подано). Понравилась целая глава про станцию под Кремлем - особенно истерическое пение. Очень трогательная история с фотографией, найденной в заброшенной квартире - герой нежно бережет ее, хотя достоверно не известно, кто на ней изображен; если вдуматься, берет за душу, как воспоминания о том, что невозможно вспомнить. Хороша гибель Данилы (один из многочисленных людей, которые встречаются на пути главного героя по метро), когда убивающее его чудовище повторяет услышанные фразы. Вызвала дурноту, то есть взяла за живое, легенда о мертвом Парке Победы. Собственно, причина в том, что эта станция - одно из моих самых свежих впечатлений от Москвы. И совершенно особенным бонусом момент:
- Это - товарищ Максим, а это - товарищ Федор.

Пунктиром намечена шикарная фантастическая тема про "чувство тоннеля". О том, что у каждого тоннеля свое дыхание. Но проблема в том, что она лишь намечена, не раскрыта в полной мере, а под конец дыхание тоннелей пропадает вовсе - оно попросту оказывается погребенным под нагромождением других кусков текста.

Эпиграф к посту не случаен. Автор зачем-то цитирует Булгакова. Зачем? А просто так, вписанная в калейдоскоп событий хорошо знакомая всем фраза. Единственное, при цитировании автор не улыбается. Точно так же, как книжка напрочь лишена космоса)), в ней отсутствует юмор, или хотя бы ирония. Ну, если не считать шутки про "построение коммунизма на одной отдельно взятой ветке метро". Вот честно говоря, смеяться над коммунизмом мне уже не смешно. Хотя это шутка массовая, и книжка рассчитана на массовую аудиторию, да и я частью этой самой аудитории являюсь, поэтому лампочка зажигается - собачка улыбается.

Метро раздроблено. Люди, живущие под землей, организуют на станциях различные политические режимы, федерации, конфедерации, фашистские организации, секты, веруют в Иегову, в Великого Червя, который прокопал метро, кое-где почему-то придерживаются индуистской кастовой системы, ну а там, где нет строя - правит быдло. Тоннели - место как будто опасное, поэтому многие попросту сидят на своих станциях. Кочуют по метро, в основном, сталкеры, торговцы, гонцы и идиоты. Главному герою предложено от своей станции добраться до дальней, но не просто так, а с боевым заданием. На своем пути он встречает множество фриков. Люди вокруг постоянно сменяются, меняется действие, все куда-то бегут, героя в последний момент несколько раз спасают от смерти, случаются перестрелки и так далее. Я уточнила, первым это произведение вывело в свет издательство "Эксмо". Очень удачно. Один писатель, сотрудничающий с "Эксмо" рассказывал мне, что для них в этом и заключается суть современной литературы - динамика, постоянно сменяющаяся картинка. Короче, экшн.

Любопытно, что в середине книги, автор - он же все-таки взрослый человек - дает обоснование тому, что события в книге мелькают с калейдоскопической скоростью, а общего смысла при этом не имеют. Однажды герой выходит из тоннеля и на заброшенной станции видит гусеницу, томно курящую кальян двух людей, которые спокойно курят, собственно, кальян. Они ему объясняют, что в жизни так бывает - тебе кажется, что никакой связи между событиями нет, но на самом деле все происходящее находится в рамках сюжета твоей жизни. Потом, правда, оказывается, что на той станции никого быть не могло, потому что она заброшена, а у проходящих мимо людей местный газ вызывает галлюцинации, но это не важно. Обоснование калейдоскопичности дано.

Экшн сдобрен рассуждениями о жизни, ведь фантастика должна о чем-то рассуждать. Размышления направлены внутрь, в духе "магнолия, магно ли я?"(с) Иными словами, это поток сознания главного героя, а мне поток сознания в литературе не близок. Впрочем, ладно. Я всегда руководствуюсь очень удобным принципом: если не видишь в книге большого смысла - не ищи его. Остается чистый текст и воплощение основной задумки. С русским языком у Глуховского наблюдается две проблемы: а) неумение пользоваться причастными и деепричастными оборотами б) бедность словарного запаса. Есть еще третья проблема, из-за которой текст продолжает проигрывать: лично у меня сложилось впечатление, что многое в своей книге автор попросту не прочувствовал (потому что никогда не видел, и потому что не смог представить), из-за этого подобраны неточные слова, а из-за неточных слов размывается картинка.

Основная задумка - показать постапокалиптический мир. Мир на поверхности меня не убедил. Там основной акцент был сделан на бег и оружие, а вымерший город вокруг набросан довольно банально - разворованные заброшенные квартиры, пустые глазницы окон, обязательно "циклопические"(с) здания (что это?) и растения, которые под действием радиации не выгорели, а превратились в чудовищных гигантов (ха-ха). Ладно. Показать мир метро было намного важнее, но и тут лично я не ощутила главного - атмосферности. Много политики, а основной акцент ушел, опять же, на бег и оружие, плюс мысли в себя. Описание станций довольно однотипно. Я понимаааю, что станции, по сути, и построены по одной схеме, и в общих чертах похожи: колонны там, лампы, перроны, да? Но и в этом случае можно было бы найти вкусные индивидуальные детали, и подать по-разному, и дать почувствовать. Лично для меня не сумел. Субъективно, но для того, чтобы прочувствовать жизнь в метро после ядерной катастрофы, мне мало словосочетания "жизнь в метро после ядерной катастрофы". Тема-то прекрасна! В ней может быть бесконечное множество деталей и глубокая социальная проблематика, которая и даст ощущение той жизни. Это может быть показано шире, нежели рацион, уровень освещенности станций и пробег через тоннели с автоматом наперевес. Ведь люди там не только бегают, они там ЖИВУТ, а нам в этой книге достался только бег, и мы почему-то должны быть этим удовлетворены. Почему-то мы должны быть поверхностными. Ведь можно было показать метро сквозь призму гораздо, гораздо более умных вопросов, а не только через экшн. Впрочем, к сожалению, это была бы уже не массовая литература.

Конец книги мог бы быть довольно неплохим - ну вот этот вот неожиданный выход на тему взаимоотношений с другим видом разумных существ. Но снова перебор, блин, ну вот Глуховский намешал целую кучищу рубленных клишированных компонентов, как в салате, и в итоге ничего не сказал. Не понимаю, зачем в конце книги было примешивать взгляд на метро, как на метафору человеческой жизни. Зря. В общем, скажем так: это не худшее произведение современной литературы, но произведение с вопиющим перебором поверхностного "всего" и поверхностного "сразу". У автора была блестящая идея - жизнь в метро. Но воплотить ее он не смог. Для меня. Вероятно, мы с ним говорим на разных языках, и, как заметила умная Nelta, после Стругацких у Глуховского делать нечего.

@темы: quote, ironic, friends, spleen, book, game, my moscow, lol

Комментарии
13.05.2009 в 13:28

bow wow
Федя глорит за Динамо? :-D
полюбому!)
буду ждать)
13.05.2009 в 13:31

91. (ninety-one is the natural number following 90 and preceding 92)
Демоненок, федор снял рекламный ролик про динамо))
13.05.2009 в 13:34

bow wow
iveco, чорд, не видела :lol:
13.05.2009 в 14:19

91. (ninety-one is the natural number following 90 and preceding 92)
Демоненок, его в каро то ли крутили, то ли крутят. одна проблема - я каро не посещаю :D
13.05.2009 в 14:20

bow wow
Что есть каро? Я далекий от цивилизации энимал :-D
13.05.2009 в 14:28

91. (ninety-one is the natural number following 90 and preceding 92)
крупнейшая сеть кинотеатров, солидная и уважаемая, но в которой мне не нравится ни экраны, ни звук, ни кресла :lol:
13.05.2009 в 14:29

bow wow
хорошо мне не из чего выбирать :-D
13.05.2009 в 17:31

Крыс.
=)) ну вот примерно таким твой отзыв и представляла.
хорошо все-таки, что я читала совсем в отрыве от других книг, претензий иначе было бы больше. А так неплохо показалось, только как-то неровно и не доделано, ну я озвучивала мнение.

я вот разберусь с делами и попрошу у тебя книгу:) тебя пока нагружать не буду, уже говорила, что хочу, чтобы ты прочитала, когда время и интерес будет)
16.07.2009 в 16:21

Всё хорошее находится само!
Господи, Ивек, какой же ты зануууууда...:lol:
16.07.2009 в 16:22

91. (ninety-one is the natural number following 90 and preceding 92)
Merpooh, я всегда об этом говорю, пух! :lol2:
16.07.2009 в 16:28

Всё хорошее находится само!
я щас сижу и ржу просто после прочтения этого поста...:lol:
Щитаю, тебе обязательно надо посмотреть Теорию Большого Взрыва...:lol:
16.07.2009 в 16:38

91. (ninety-one is the natural number following 90 and preceding 92)
Merpooh, я рад, что поднял тебе настроение, ржал и сам :D
16.07.2009 в 16:42

my mind was lost in translation
iveco но в которой мне не нравится ни экраны, ни звук, ни кресла
ха-ха. нет, ну реально хаха, вот уж реально надо исправлять мнение насчет кресел :lol:
16.07.2009 в 16:52

Всё хорошее находится само!
Оно у меня и так на удивление сегодня, но всё равно спасибо! :-D